Сегодня Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР) совместно с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Евразийской патентной организацией (ЕАПО) при поддержке Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), Росмолодежи и Министерства просвещения РФ организовали Всероссийский открытый урок для школьников и молодежи на тему "Как создавать интеллектуальную собственность с помощью ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)", приуроченный к Всемирному дню интеллектуальной собственности и имеющий целью популяризацию знаний среди школьников и молодежи о сфере интеллектуальной собственности, научно-техническом творчестве и изобретательстве.

Урок в онлайн формате провел заместитель председателя по ТРИЗ и Школам мышления Саратовской областной общественной организации ВОИР Алексей Щинников, автор первой в мире системно-интегративной технологии переговоров и решения конфликтов алгоритмического типа на базе логики и ТРИЗ "Конфликторинг" и более 12 методов изобретательства в рамках Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Подключение к уроку обеспечили школьникам, увлекающимся изобретательством, воспитанникам инженерных классов из Московской, Саратовской, Ульяновской областей, Адыгеи и других субъектов.

В числе 5 регионов России, которые приняли участие в уроке в режиме прямого онлайн-диалога, стала Республика Мордовия (ученики МОУ "Лицей №43"), которая в 2022 году объявлена "Столицей изобретательства России".

Кроме непосредственно преподавателя перед школьниками выступили председатель ЦС ВОИР А.А. Ищенко, директор Представительства ВОИС в Российской Федерации С.П. Геннадьевич, заместитель директора ФИПС Кирий Л.Л., поприветствовавшие ребят и кратко рассказавшие о работе организаций, которые они представляют, в том числе - в сфере интеллектуальной собственности.

По окончании урока участники активно задавали вопросы. Школьников интересовало многое: где можно изучать ТРИЗ, какие организации учат детей изобретательству, сколько зарабатывают изобретатели, сколько действует патент и можно ли передавать его по наследству.

Задали свой вопрос и мордовские участники урока, которых интересовало международное патентное право, а именно: можно ли использовать патент, полученный в России, применять за рубежом?

Поступил вопрос и от взрослого - преподавателя, сопровождавшего ребят, которого интересовало, можно ли оформить патент на авторскую методику преподавания. При ответе на этот вопрос заместитель директора ФИПС Кирий Л.Л. пояснила, что патентное право распространяется только на технические разработки и запатентовать авторские методики преподавания невозможно. Но это не значит, что разработчик методики преподавания не защищен: в данном случае предусмотрено оформление и защита авторских прав.

В завершение урока модератор Антон Ищенко сообщил, что в самое ближайшее время в Московской, Ульяновской областях и Республике Мордовия в школьные программы будут введены специальные учебные блоки, посвященные изучению изобретательства. 

В нашем регионе это стало возможным, в том числе, благодаря реализации проекта "Республика Мордовия - столица изобретательства России 2022".