Сегодня сотрудники Саранского Дома науки и техники, как и десятки работников образования России, приняли участие в круглом столе "Дистанционное обучение: организационные, технические и психологические аспекты", организованном в онлайн формате Комиссией по развитию высшего образования и науки Общественной Палаты Российской Федерации.
Предметом обсуждения стал анализ проблем и выявление эффективных решений по ключевым вопросам организации дистанционного обучения и повышения его качества.
Были рассмотрены следующие вопросы:
- Какие организационно-технические и психологические проблемы выявил массовый переход на дистанционное обучение в связи с введением «режима повышенной готовности» и самоизоляции?
- Какие организационно-технические, методические, кадровые проблемы профессионального образования требуют первоочередного решения для повышения качества дистанционного обучения?
- Какие дистанционные технологии могут эффективно использоваться для организации дополнительного образования взрослых?
Ведущим круглого стола выступил Погосян Михаил Асланович, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки, ректор Московского авиационного института, доктор технических наук.
Выступили на круглом столе:
1. Афанасьев Дмитрий Владимирович, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Планы по развитию и мерам поддержки повышения качества дистанционного образования.
2. Русаков Александр Ильич, член Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки
Основные кадровые проблемы, возникающие при дистанционном обучении в сфере высшего образования.
3. Дудова Людмила Васильевна, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации "Ассоциация учителей литературы и русского языка"
Основные проблемы дистанционной формы обучения в педагогическом образовании.
4. Аниськина Нина Николаевна, ректор Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова (Академия Пастухова)
Лучшие практики организации дополнительного профессионального образования.
5. Тимашпольская Ольга Викторовна, руководитель учебного отдела / директор по развитию "Сетевой Академии ЛАНИТ"
Достоинства и недостатки дистанционного дополнительного образования взрослых.
Как отметил в своем вводном слове Погосян М.А., последние месяцы мы все живем в непростой ситуации, которая привела систему образования в России к активизации использования в своей работе дистанционных технологий.
В мае 2020 года Общественной палатой РФ был проведен соцопрос среди учащихся, студентов и педагогов об эффективности дистанционного обучения, в котором приняли участие 28 тысяч человек из 85 субъектов Российской Федерации.
Общий вывод, который был сделан по итогам опроса, сводится к тому,что готовность россиян к дистанционному обучению составляет 60%. Среди причин негативного отношения к данной форме образования - и состояние информационно-технических средств, и отсутствие личного контакта с преподавателем, и - и это самое главное - невозможность дистанционно освоить многие виды практических навыков.
Действительно, невозможно удаленно научить проводить хирургические операции или водить автомобиль.
Но это отнюдь не означает, что нужно отказываться от дистанционного образования. Да и современные реалии не позволят нам этого сделать. Человечество столкнулось с такими вызовами, не считаться с которыми просто невозможно.
Поэтому общий вывод к которому пришли участники круглого стола - это то, что дистанционная форма обучения не может быть основной, но искать разумный баланс и использовать дистанционные технологии в сфере образования более активно нам всем придется. Предстоит выработать комбинированную модель обучения с использованием как традиционных форм, так и дистанционных технологий.
По итогам круглого стола будут выработаны рекомендации, которые Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки направит в конце августа 2020 года не только в Минобрнауки РФ, но и всем заинтересованным лицам.
Добавим, что Саранский Дом науки и техники идет в ногу со временем: у нас и до пандемии, и тем более - во время нее - используются как традиционные, так и дистанционных формы обучения, которые мы постоянно совершенствуем.